В рамках нашей статьи достаточно представлять, что в первом приближении
сустав представляет собой гибкое сочленение двух костей, разделённых
жидкостью-смазкой с умным названием "синовиальная", которая и
обеспечивает несоприкосновение костей (за более подробным описанием
отсылаем к статьям Профилактика и лечение травм и заболеваний коленных
суставов у велосипедистов и Кто и в какие грядки "сажает колени").
Соответственно, проблемы начинаются при уменьшении количества данной
жидкости или увеличении её плотности — трение увеличивается, появляется
боль, кости могут даже соприкасаться, травмируя хрящи, что в перспективе
ведет к артрозу.
Любой спорт имеет свои профессиональные
заболевания. У велоспорта — это, в частности, травмы коленных (и, в
несколько меньшей мере, тазобедренных) суставов, потому что колени
велосипедиста испытывают длительную и неестественную (с точки зрения
физиологии человека) нагрузку. В случае если это воздействие на колени
не очень продолжительно, и чередуется с достаточным отдыхом - оно не
ведет к проблемам. Но в случае работы суставов на износ без
восстановительного периода — количественные изменения приводят к
качественному скачку.
Что происходит, когда чайник, вчера
купивший велосипед (да даже и год назад), узнав про марафоны, едет в на
дальнее расстояние? Физическая подготовка — ладно, устал — отдохнет, но —
незнание частоты педалирования, спортивный азарт, большие передачи — и
все, у человека на всю жизнь травмированы суставы.
Дело в том,
что "самое слабое звено" в опорно-двигательном аппарате - это суставы и
связки. Кости и мышцы — это дело наживное). Мышцы от нагрузок болят, но
потом проходят без последствий, суставы же легко застудить или
перегрузить, а связки — "порвать" (чем страдают представители "резких"
видов спорта, типа волейбола — баскетбола — тенниса). Вот поэтому надо
осторожно подходить к выбору передачи при езде (читай — частоты
педалирования и, соответственно, нагрузки). И если повышенная частота
ничем, кроме излишней утомляемости не грозит, то избыточная нагрузка при
малом каденсе без должной подготовки (повторяю — БЕЗ подготовки!) уже
светит осложнениями, о которых потом можно вспоминать ооочень долго. Да и
с подготовкой-то...
Суставы в отличие от мышц не качаются и не
тренируются, и их нельзя защитить. И при травмах они практически не
восстанавливаются, разве что хирургическим способом. Разорванные связки —
тоже не заживают, восстановление разорванной связки возможно только с
помощью вшивания протеза. Да даже и растянутые связки в полной мере не
восстанавливаются. Так что суставы и связки нужно не перегружать, а
защищать от нагрузки и переохлаждения. (Хотя для полноты картины стоит
упомянуть, что в некоторых местах нам попадались упоминания о
существовании методик тренировок на суставы — но нам её найти пока не
удалось.)
Уже говорилось, что при езде на велосипеде коленные
суставы пребывают в неестественном положении. И нагрузки,
соответственно, другие. Еще хуже ездить в неправильно установленных
контактах, с неправильной посадкой, с неправильным каденсом, с
неправильной техникой... Раньше на велошколах тренеры очень следили за
этим, рассказывает Алексей Никандров, тренер велошколы, г.Асбест:
"Проблем с коленями в велошколе нет, потому что с первых дней обучаем
частоте педалирования, примерно 100 и не менее 80. Занятия — 6 дней в
неделю. Разминка, в том числе на гибкость, ОФП. Подскоки, 200–300–400
раз, смотря по готовности спортсмена. Очень важную роль играет
правильность установки контактных педалей. Поставил криво — сустав
работает несимметрично, загубить можно очень быстро, буквально за
несколько тренировок.
По материалам сайта:
www.velocity.kiev.ua |